1.2. Социально-психологические особенности пожилого возраста

Для определения наиболее приемлемых способов организации работы с пожилыми людьми необходимо проанализировать социально-психологические особенности возраста.

 В настоящее время общепризнанно, что  старость - это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации. (С.Г.Максимова, И.Кемпер, Ю.Б.Тарнавский, О.В.Краснова и др.) Ученые-геронтологи выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической - самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). Выделенные виды старости могут не совпадать между собой.

Биологические аспекты старения

Существуют две основные биологические теории старения.  Стохастические теории, или  теории изнашивания организма, утверждают, что организм стареет в результате случайных повреждений, как вызываемых происходящими в нем процессами, так и наносимых окружающей средой.  Теории генетически запрограммированного старения считают, что процесс старения определяется запрограммированными действиями особых генов. Этот вид старения связывают  с ходом биологических часов. [21]

В биологическом плане старение - процесс универсальный и неизбежный. Ему подвержены все телесные органы и системы организма, даже при оптимальных средовых и генетических  условиях. Старение - сложный биологический процесс перестройки всего организма, который не следует сводить только к внешним изменениям и снижению жизненной активности. Скорость старения каждого индивида различна и зависит от многих факторов. Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным. [128]

Отметим наиболее заметные изменения. Ухудшается работа органов чувств. После 55 лет снижается острота зрения и чувствительность глаза. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит повышение пороговых величин всех видов вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата слабая или вообще отсутствует. Простое время реакции на звук увеличивается, начиная с 60 лет. Увеличение времени реакции Дж. Биррен считает наиболее универсальным признаком старения. Вербально-логические функции, которые до 50 лет у человека возрастали, к 60 годам снижаются. [21] Образ жизни, пережитые болезни, несчастные случаи влияют на процесс старения. Их иногда называют факторами патологического старения, но некоторые специалисты считают, что они являются неотъемлемой частью жизни, а, следовательно, и старения человека.  [91]

Биологические изменения старения сегодня являются необратимыми. Однако при современном уровне развития медицины их можно значительно замедлить. Благодаря этому, например, в Японии, сегодня насчитывается более 20 тысяч людей старше 100 лет. Такой показатель невозможно представить еще 20-30 лет назад. Сегодня это социальная и биологическая реальность, которая предъявляет свои требования системам здравоохранения и соцобеспечения во всем мире.

Особенности познавательного развития в пожилом возрасте

Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

Исследования показывают, что в позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать  и удерживать чуть  меньше информации,  чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Они с трудом запоминают бесполезные списки слов, но могут продемонстрировать прекрасный результат при пересказе разбитого на параграфы текста. Пожилые обычно лучше выполняют задания, если получили инструкции по классификации и организации запоминаемого материала. Однако даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. Образованные лучше выполняют тесты памяти, а люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют  тесты лучше тех, кто им не занимается.

Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Распространенность деменции в старости сильно преувеличена. Не являясь неизбежной, сенильная деменция, попадающая в разряд органических заболеваний мозга, поражает 3-4% людей старше 65 лет. Частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде (до 47% после 85 лет).

 К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность.

Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация "Я". Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого. Однако несправедливые вердикты, которые обычно выносятся старым людям, могут существенно повлиять на их душевное состояние и привести к занижению самооценки и свойств личности. Поэтому в Китае, где, в отличие от западных стран (на идеалы которых сейчас во многом  ориентирована и Россия), согласно вековым традициям старость уважают и почитают, пожилые люди даже убеждены, что обладают более острой памятью, чем молодые. В то же время результаты тестирования показывают приблизительно одинаковый уровень развития памяти у китайских пенсионеров и у американских. [128]

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные  суждения  по жизненно важным вопросам. Мудрость - это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека [91]. Согласно П.Б.Балтесу [18], существуют две причины, по которым  с возрастом может увеличиться объем и повышаться качество знаний, связанных с мудростью человека. Во-первых, для полного понимания и использования, усиливающих мудрость факторов нужен многолетний опыт поведения в различных ситуациях. Во вторых, когда люди стареют, у них развиваются благоприятствующие проявлению мудрости свойства, включая генеративность, связанные с личностным и когнитивным ростом.

Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших. К тому же, не зря ведь  народная пословица гласит: «Старый, что малый». Порой дети лучше понимают стариков, чем людей среднего возраста.

Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей  характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в  старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации. [106]

В целом нужно отметить следующее.

Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта.

Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию.

Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

Особенности эмоциональной сферы в старости

Специфика эмоциональной сферы пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой стратегии старения. М.В. Ермолаева выделяет  две основные стратегии эмоционального старения. [64] Первая предполагает возможность дальнейшего личностного роста, вторая направлена на сохранение себя, прежде всего, как индивида, т.е. на биологическое выживание. Поскольку физиологические возможности и потребности медленно угасают, то вторая стратегия не обеспечивает удовлетворенности жизнью и позитивного эмоционального фона. При принятии первой стратегии человек сохраняет возможность социального развития, а также самосовершенствования в идеальном, интеллектуальном и личностно-психологическом плане.  Предполагается, что в этом случае у него сохраняется структура смыслов жизни, повышается степень субъективной удовлетворенности жизнью вне зависимости от объективных условий (здоровья, семейных обстоятельств).

 В целом, исследователи отмечают, что в старости преобладает пониженный фон настроения, так как замедляется аффективная живость. Из-за снижения силы и подвижности нервных процессов понижается интенсивность эмоций. Как правило, заостряется тот фон настроения, который преобладал у человека в молодые годы. То есть, если в молодости он чаще был печален, то в пожилом возрасте, это настроение будет  не только преобладать в количественном плане, но и чувствоваться сильнее. В старости наблюдается зависимость эмоционального состояния от типа соматического заболевания. Например, гипертоники повышенно ранимы, обидчивы, мнительны. В сознании человека старость часто отражается как болезненное состояние, с которым можно и нужно бороться. [106]

Типичным явлением для пожилых людей является возрастно-ситуационная депрессия - расстройство настроения без наличия нервно-психического заболевания, равномерное и стойкое, сильное понижение настроения, впервые возникшее в старости. Субъективно она переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего и негативности будущего, имеет место негативное восприятие молодости. Самому пожилому человеку его состояние кажется обычным, и помощь, поэтому отвергается. Основным  травмирующим фактором является собственный возраст, а содержанием - непринятие своего старения. [91]

Выделено три варианта течения возрастно-ситуационной депрессии.

1. Ипохондрическая фиксация на старческих недугах. Человек "зацикливается" на болезнях и способах лечения, при этом он не связывает их со старостью и надеется на излечение. 2. Бредоподобные идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется исключительно несправедливым, кажется, что все вокруг морально притесняют, ущемляют права. Отсутствие притеснений доказать невозможно, так как человек не способен к критическому отношению. 3. Вымыслы с горделивыми идеями о собственной значимости. Человек рассказывает либо выдумывает избранные эпизоды из жизни.

Что касается страхов, у человека в позднем возрасте сохраняются все страхи, накопленные в течение жизни, и прибавляются специфические страхи этого периода. До 70 доминируют страхи одиночества, болезни, смерти, будущего; после 70 - страх смерти, болезни, плохих людей, одиночества. Для обоих периодов характерны страх беспомощности, иррациональные страхи, моральные страхи, связанные с необходимостью дать себе отчет о прожитой жизни. [222]

На эмоциональное состояние пожилого человека во многом влияет наличие психосоматических проблем. Многие из них обусловлены переживаниями в течение жизни, часть появляется уже в пожилом возрасте, которому свойственно наличие большого количества стрессогенных ситуаций и событий. Часто в психосоматических заболеваниях проявляется неудовлетворенность человека прожитой жизнью.  Многим пожилым людям больно обращаться к своему прошлому, поэтому они избегают осмысливания, вытесняют чувства и мысли, что приводит к отчаянию, апатии, а также находит выражение в различных соматических заболеваниях. [213]

Итак, к старости, как правило, человек становится эмоционально более ранимым,  требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких,  родственников, работников медицинских и социальных учреждений. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах.  В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути.

Особенности ценностной и потребностно-мотивационной сфер в позднем возрасте

Ценностные ориентации личности - это представления человека о главных целях жизни и основных способах  достижения этих целей. В.А.Ядов отмечает, что система ценностных ориентаций, идеологичная по своей сущности, формируется на основе высших социальных потребностей (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализация общесоциальных, социально-классовых условий деятельности) и в соответствии с общественными условиями, представляющими возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

В.Д.Шапиро выделил следующие ценностные ориентации у пожилых людей:  работа на производстве; полезность людям, обществу;  общественная работа;  сознание выполняемого долга;   общение с людьми; семья, дети;  внуки;  уважение, авторитет, забота окружающих;  материальное обеспечение;  хорошее здоровье;  активность, интересный досуг;  покой, отдых;  независимость от окружающих.

Таким образом, ценностные ориентации пожилых людей отражают самые разнообразные потребности, которые присущи и людям среднего возраста, и молодежи: 1) Связанные с социальными потребностями (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях). 2) Социально-психологические потребности (в межличностном общении, престиже, независимости, чутком, заботливом отношении окружающих).  3) Потребность в сохранении здоровья.

Специфическими для пожилого возраста являются только ориентация на освобождение от дел и на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в собственном благополучии,  но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.  Ценностная сфера человека меняется с общими тенденциями ценностных изменений поколения. Иерархия ценностей пожилых людей заметно изменилась за последние двадцать лет (см. таблицу 1).

Такие доминирующие ценности, как «работа на производстве» не просто покинула ценностное ядро, но перебралась на периферию шкалы ценностей (со 2 на 10 ранг, покой и отдых с 4  на  8 место). На смену им появляются «материальное благополучие» (изменившее свой ранг с 6 на 3) и общение с людьми (4 ранг вместо 8).

Неизменно значимыми остались непреходящие ценности: семья, дети и здоровье. Помимо «общения с людьми» в ценностном ядре 1999 года оказалась и  такая ценность как «независимость в жизни».  В целом, автор исследования делает вывод, что по мере переустройства России возрастает самостоятельность пожилых людей, усиление их самоориентации на самореализацию и  социальные взаимодействия. А это значит, что учреждения социального обслуживания должны искать пути помощи не пассивным получателям, а активным субъектам жизнедеятельности, что на практике оказывается сложнее.

Таблица 1

Изменение иерархии ценностей пожилых людей  (1979-1999гг).

Значимость ценностей  для пожилых людей по порядку ранжирования в 1979 году (по данным В.Д.Шапиро)

Ранжирование ценностей пожилыми людьми в 1999 году (по данным Н.Г.Ковалевой)

1) семья и дети, внуки;

2) работа на производстве;

3) хорошее здоровье;

4) покой и отдых;

5) полезность людям;

6) материальное обеспечение;

7) активный, интересный досуг;

8) общение с людьми;

9) независимость в жизни;

10) общественная работа;

11) сознание выполненного долга.

1) хорошее здоровье;

2) семья и дети, внуки;

3) материальное обеспечение;

4) общение с людьми;

5) независимость в жизни;

6) полезность людям;

7) активный, интересный досуг;

8) покой и отдых;

9) сознание выполненного долга;

10) работа на производстве;

11) общественная работа;

При этом, однако, такая ценность общественного взаимодействия, как «общественная работа» по-прежнему остается в конце списка. Это связано с общей культурой жизнедеятельности в нашей стране и  соответствует реальной ситуации, поскольку в отличие от западных стран, общественная работа на добровольческих началах плохо развита в России, в том числе и в сфере обслуживания самих пожилых людей. 

Также следует отметить, что базовые ценностные ориентации не возникают у человека внезапно, а формируются на протяжении длительного периода времени. Они относительно устойчивы и изменяются постепенно. Наряду со стабильными ценностными ориентациями у пожилого человека имеются и относительно неустойчивые ориентации, и по мере старения или под влиянием существенных изменений как в нем самом, так и в окружающей его среде может происходить известное уменьшение тех или иных ценностей. Изменения ценностных ориентаций пенсионеров являются адаптивными процессами, причем к переходу от занятости к незанятости (снижение ранга  связанных с занятостью ценностей) пожилой человек приспосабливается быстрее, чем к потере авторитета, независимости, материальным затруднениям. Скорее всего, полного обесценивания тех или других ценностей не происходит, меняется лишь их соотношение: значение одних усиливается или ослабляется за счет других. Вероятно, с возрастом они несколько смещаются в сторону покоя и отдыха. Об этом могут свидетельствовать описанные отечественным учёным В.В.Болтенко [5] личностные и социальные изменения, происходящие  в процессе старения. Он, основываясь на солидном экспериментальном материале (сразу же отметим, что получен он на базе исследования лиц, находящихся в домах-интернатах для престарелых, а это контингент со своей спецификой), выделил ряд этапов психологического старения, которые, собственно, не зависят от паспортного возраста, но могут быть соотнесены с периодами старения, выделенными И.М.Бернсайдом [91]

 На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию, как правило, с его профессией. Это чаще всего люди интеллектуального труда (учёные, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, как эпизодическое участие в выполнении прежней работы, так и опосредованной - через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Меняется мотивация трудовой деятельности: стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном её оценки. Для наиболее благополучного течения позднего периода жизни чрезвычайно важны длительность и "качество" прохождения этого этапа. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает во второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счёт выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был счетоводом, а кто профессором. 

На третьем этапе главным и любимой темой для разговоров становится забота о личном здоровье, о лекарствах, о способах лечения, о травах. Наиболее значимым в жизни человеком становится лечащий врач, его профессиональные и личные качества.

На четвёртом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, те члены семьи, которые поддерживают личный комфорт, соседи, ровесники. Для приличия или по привычке - редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми, в основном, чтобы узнать, все ли уже ушли или кто-то ещё остался.

И, наконец, на пятом этапе происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон...). Эмоциональность и общение практически отсутствуют.

Человек не сразу рождается стариком, все те же этапы, которые назвал В.В.Болтенко, человек прошёл по пути к старости, но в обратном порядке. Американский психолог Абрахам Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришёл, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше - в самоуважении и самоутверждении и, наконец, вершина - потребность в самоактуализации. По всей видимости преобладание одних потребностей над другими зависит и от выбранной стратегии, типа старения. 

 Итак, по мнению отечественных ученых В.В.Болтенко и В.Д.Шапиро, у пожилых людей, особенно на начальном этапе после выхода на пенсию, сохраняются ценностные ориентации и мотивации, присущие более молодым людям. Однако по данным В.В.Болтенко, потребности пожилого человека постепенно снижаются от профессиональных до потребностей чисто витального порядка. Скорость прохождения этапов, то есть скорость "спуска", а также продолжительность каждого этапа во многом зависят от типа приспособления личности к внешним и внутренним условиям старения, которые мы рассмотрим далее.

Структура самосознания

Содержание самосознания пожилого человека претерпевает очередные изменения, как и во всех предыдущих возрастах. Рассмотрим эти изменения  в соответствии со структурой самосознания, выделенной В. С. Мухиной [123].

1. Притязание на признание находится в состоянии депривации, так как существенно уменьшается число факторов, за счет которых можно было получать признание. В первую очередь  это касается внешнего вида, а также социального статуса. В результате, для пожилого человека сильно обостряется значимость внешнего признания, которое теперь в основном зависит от родственников.

Однако, благодаря явлению психологического витаукта [21], пожилой человек находит пути для поддержания своего притязания на признание. Это происходит с помощью следующих механизмов [106]: а) идентификация со своим поколением и приписывание ему только положительных качеств; б) завышенная оценка своего характера, отношений и участия в труде; в) некоторое снижение идеальной самооценки, уменьшение разрыва между идеальным и реальным "Я", г) ориентация на детей и внуков ("приписывание" себе их успехов); д) ретроспективный характер самооценки.

В самооценку включается ещё и самоощущение старости. Признание себя старым - сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Правильное, конструктивное  ощущение собственного возраста находится где-то на очень тонкой грани между двумя крайностями.

2. В этом возрасте происходит окончательное отторжение от своего имени. Круг людей, которые могут называть старика хотя бы по имени  и отчеству чрезвычайно  сужается. Отходит на задний план общение с коллегами, с уменьшается количество ровесников, в итоге у пожилого человека остается только семейно-ролевое имя "бабушка" или "дедушка". Важно, чтобы все-таки человек мог иметь опыт общения по имени, имени-отчеству. Это будет способствовать «незацикливанию» на одной социальной роли [214].

3. Иногда пожилой человек делает акцент на правах в ущерб осознанию своих обязанностей. Это приводит к перекладыванию ответственности на других и принятию неконструктивной позиции "Мне должны", которая мешает мобилизовать свой организм и психику для дальнейшей  успешной адаптации.

4. В осознании временной перспективы происходит  сильный сдвиг: удлиняется прошлое и сокращается настоящее. Будущее воспринимается кратко или совсем отсутствует. Чем дальше располагается событие во временной перспективе, тем ярче оно окрашено эмоционально. Прошлое как бы присутствует в настоящем. Бег времени замедляется, поэтому происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Как правило, жизнь старика небогата событиями, однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Событие, которое воспринимается молодым как незначительный эпизод (например, приход врача, поход в магазин), для пожилого становится делом целого дня. [92]

5. Половая идентификация. В пожилом возрасте происходит размывание половой идентификации человека. Бессознательное человека не стареет, и эротические потребности продолжают существовать. Однако увеличивается высота и численность барьеров, препятствующих удовлетворению желания. Это происходит вследствие сомнений во внешней привлекательности, следования принятым на себя ролям, негативного предыдущего опыта, наличием страхов перед зависимостью и желанием зависеть, страхом перед близостью и желанием близости. У мужчин один из барьеров определяется наличием "достиженческой" позиции. Особенностью сексуальности в старости является повышенная чувствительность к прикосновениям.

Задачи развития человека в пожилом возрасте

При прохождении каждого возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. А.В. Мудрик выделяет три группы задач, решаемых человеком на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. [119] Рассмотрим эти задачи  и их особенности в пожилом возрасте.

Естественно-культурные задачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задача заключается в сохранении  достигнутого уровня физического развития. В условиях российской культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физической активности посредством домашней работы, занятий спортом или физической гимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старения организма. Что касается сексуального развития, нужно отметить, что, несмотря на то, что в пожилом возрасте наблюдается некоторое нивелирование половых ролей, в современной прозападной культуре постулируется положение о том, что в любом возрасте человек должен сохранять свою психосексуальную активность и  полоролевое поведение, присущее зрелому возрасту. Однако,  например, у мыслителей востока пожилой возраст обладает таким преимуществом, как избавление от половых ролей. И этот период жизни должен быть посвящен не попыткам сохранить прежний уровень физического функционирования, а подготовке к переходу в следующее нефизическое состояние посредством различных духовных практик.

Социально-культурные задачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация  от статуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает быть родителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя (бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время, переструктурировать сферу собственной занятости, перестроить отношения с супругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор, развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть к регрессу.

Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в  актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируем психологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, в которой основное внимание акцентировано на  формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных  и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах [228], целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты.

 Это время ставит перед человеком и новую задачу: убедиться в ценности прожитой жизни. Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт "целостность эго против отчаяния". Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. [227] Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: "Я доволен". Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности;  постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются;  принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене;  новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу.[227] Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти". [228, с.  ]

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "еще может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.  [216]

 Собственно о том же говорит в своей теории развития человека Шарлотта Бюлер. Она выделяет пять фаз развития, последняя, пятая фаза начинается в преклонном возрасте, в 65-70 лет. В этот период, считает психолог, многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование.

   Другой американский психолог Дж. Пекк, развивая идеи Эриксона, говорит о подкризисах последнего периода. Назовем два из них: первый- переоценка собственного "Я" (человек должен ответить себе и для себя на вопрос: "кто "Я" есть, что есть "Я" после ухода на пенсию, когда отброшены учёные и военные звания, учёные и административные должности?"); второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела (опять же ответ на вопрос: "кто есть "Я" без красивой причёски, стройной фигуры, отменного здоровья?"). Так вот для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины- второго.[106]

Итак, наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся:  а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни;  б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Ресурсные возможности третьего возраста

На основе изученных литературных данных можно сделать некоторые выводы о ресурсных возможностях пожилого человека. Под ресурсными возможностями мы понимаем некоторые особенности пожилых людей, которые могут способствовать благополучному старению и решению возрастных задач, но, как правило, не находят себе применения без внешней поддержки. На наш взгляд, они могут и должны быть актуализированы в каких - либо социальных структурах, предназначенных именно для создания наиболее комфортных условий существования пожилого населения.

В позднем возрасте в связи с резким изменением социального статуса,  а также уменьшением физической и психической активности,  можно наблюдать значительные изменения  личности. Весьма расхожим является представление о затухающей  жизненной,  а  значит  и творческой активности  престарелых  людей.  Однако  это далеко не так. По данным Л.Н.Москвичевой [118], исследовавшей пенсионеров, работающих преподавателями МГУ, их творческая активность, а также удовлетворенность работой выше, чем у 40 летних. З.Ф.Есаревой была показана непрерывность развития зрелого человека на примере творческой активности, в том числе и в пожилом возрасте. Как ей удалось установить, творческая активность ученых разных специальностей (математики, физики, биологи, психологи, историки, филологи) во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходятся и на пожилой и старческий возраст (58-67-70 лет). [211] И все же усиление процессов старения действительно изменяет интерес к жизни в позднем возрасте. Крайнее их проявление резко сужает круг потребностей личности вплоть до уровня жизненно необходимых. Из-за прекращения работы на производстве, смерти близких, перемены места жительства и других неблагоприятных факторов,  пожилые  люди  постепенно утрачивают социальные связи.  Лишаясь чего-либо, большинство пожилых людей тяжело это переживают.  Излишнее "застревание" старого  человека  на этих вопросах, бесконечное возвращение в мыслях к одним и тем же нерешенным проблемам усугубляет пошатнувшееся здоровье, создавая, таким образом, замкнутый круг из цепочки причин и следствий.

Однако практически все возрастные психологи считают, что классический образ "психической окаменелости" не годится для правильного понимания пожилого возраста. Сознание человека и его психика имеют системное строение, и изменение (в частности, ухудшение) одних психологических функций может быть успешно компенсировано за счет других психологических функций. Кризис и есть свидетельство того, что субъект в условиях изменившихся психофизиологических возможностей организма, состояния здоровья, исчерпавшейся мотивации достижений и прочего оказывается готов к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни. Выход на пенсию, и другие маркеры смены статуса, формально узаконивают эти изменения, делают их, так сказать неизбежными, так как самостоятельно принятое решение о выходе на пенсию, например,  есть всегда решение развивающегося субъекта. Поэтому представляется необходимым создание специализированных консультативных пунктов для людей пожилого возраста, задачей которых будет психологическая подготовка субъекта к выходу на пенсию, к совладанию с кризисом пожилого возраста, фасилитация поиска субъектом новых жизненных ориентиров.

С точки зрения гуманистической психологии важнейшее условие самореализации в любом возрасте, личностного роста и психического здоровья - это позитивное принятие человеком себя, которое возможно только при безусловном позитивном принятии со стороны значимых других. По-видимому, для пожилого возраста безусловное позитивное принятие себя связано с безусловным позитивным принятием своего жизненного пути (семьи, профессии, досуга, жизненных ценностей и другое). Для большинства пожилых людей практически исчерпаны возможности сколько-нибудь серьезных изменений в жизненном пути. Но пожилой человек может бесконечно много работать со своим жизненном путем в идеальном плане, внутренне, и именно в данном случае ему необходима психологическая помощь. Его ведущей деятельностью становится внутренняя работа по принятию своего жизненного пути.

Психические процессы, хоть и отличаются в пожилом возрасте некоторой ригидностью и немного замедленны, по сравнению со зрелым возрастом, все же обеспечивают необходимый уровень жизненной активности. Умственные способности пожилых людей гораздо выше, чем это принято считать. При отсутствии сильных органических нарушений, они снижаются незначительно. Кроме того, старики обладают таким умственным качеством, которое недоступно более молодым взрослым, как мудрость. А это значит, что в житейском плане пожилые люди при благополучном старении умеют находить решения конфликтных ситуаций, а также наиболее выгодные разрешения жизненных ситуаций.

Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить следующие основные психологические ресурсы  пожилых людей.

1. Мудрость, или жизненный опыт.

2. Нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого  плана, если они были сформированы в течение жизни.

3. Способность и желание  к изменению.

4. Способность к социальным контактам и необходимость в них (проблема одиночества стоит перед 47% опрошенных одиноких пенсионеров и 18% ,проживающих с одним и более членами семьи).

Как будет показано ниже для благополучного старения необходимо наличие некоторых внутренних условий.  Возможность и потребность в их приобретении, в благоприятной психологической атмосфере  и соответствующей социальной обстановке, наверное, и следует считать основным ресурсом пожилого человека. Однако, вспоминая теорию потребностей Маслоу, мы должны отметить, что большинство людей пенсионного возраста всерьез озабочены только одной проблемой – добыванием хлеба насущного и более высокие потребности у них, как правило, не актуализированы. Следовательно, пока не обеспечены низшие потребности, сложно добиться  актуализации выделенных нами «ресурсов».

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие необратимых биологических изменений, которые можно значительно замедлить в соответствии с современным уровнем развития медицины, сохранность когнитивных процессов во многом зависит от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека, его желания к саморазвитию и тренировки. При этом опыт позволяет восполнить снижение скорости познавательных процессов, а неоспоримым преимуществом старости является приобретение мудрости.

Что касается, эмоциональной сферы, к старости, как правило, человек становится более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах.  В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути. Структура самосознания пожилого человека претерпевает ряд изменений, таких как: депривация притязания на признание, отторжение от имени, размывание половой идентификации, удлинение прошлого при осознании временной перспективы.

В пожилом возрасте человек возникают новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности с собственной идентичностью и нахождение смысла жизни. Решение этих и других возрастных задач может быть облегчено при использовании пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого  плана, способность и желание  к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них.

Сайт создан в системе uCoz